Коробка передач ГС-14.02: устройство, кинематика и особенности эксплуатации

КПП ГС-14.02 представляет собой механическую коробку передач с шестью скоростями движения вперед и двумя — назад. Устройство применяется в трансмиссии автогрейдеров и предназначено для изменения крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам.

Коробка передач ГС-14.02: устройство, кинематика и особенности эксплуатации

Коробка устанавливается на раме машины с использованием кронштейнов, оснащённых амортизаторами, и фиксируется болтовым соединением. Такая конструкция обеспечивает снижение вибрационной нагрузки и повышает долговечность узла при работе на сложных дорожных условиях.

На рисунке 1 представлен внешний вид коробки ГС-14.02 с указанием основных компонентов, включая механизм переключения, рычаги, тяги, вилки и привод спидометра.

Коробка передач ГС-14.02: устройство, кинематика и особенности эксплуатации

Рисунок 1 — КПП ГС-14.02

1 — Ручка КПП 240.30.13.01.000-01; 2 — Болт M10-6gx30.46.016 ГОСТ 7796-70 15; 3 — Шайба 10 65Г 06 ГОСТ 6402-70 15; 4 — Болт 240.30.13.00.011; 5 — Шайба С.10.01.08кп ГОСТ 11371-78; 6 — Пробка 0877.1020; 7 — Ручка 225.44.03.02.006; 8 — Прокладка 0856.0128; 9 — Коробка перемены передач 240.30.11.00.000; 10 — Тяга 240.30.13.02.000; 11 — Вилка 274.08.03.00.000; 12 — Палец 240.30.11.00.039-01; 13 — Шайба С.12х2.02.Ст.3кп.06 ГОСТ 11371-78; 14 — Шплинт 3,2х25.06 ГОСТ 397-79; 15 — Палец 240.30.11.00.039; 16 — Гайка M16-6Н.04.016 ГОСТ 5916-70; 17 — Вилка 240.30.11.05.000; 18 — Палец 0824.1024; 19 — Шайба С.20.02.Ст.3кп.06 ГОСТ 11371-78; 20 — Шплинт 4х36.06 ГОСТ 397-79; 21 — Рычаг 240.30.13.03.000; 22 — Прокладка 240.30.13.00.004-02; 23 — Болт 240.30.13.00.010; 24 — Гайка M10-6Н.5.016 ГОСТ 5915-70; 25 — Прокладка 240.30.11.00.013; 26 — Шайба 240.30.11.00.014; 27 — Шестерня 240.30.11.00.072; 28 — Кольцо 1В50 ГОСТ 13942-86; 29 — Штифт 240.30.11.00.066; 30 — Привод спидометра 240.30.11.10.000

Основные элементы конструкции КПП ГС-14.02

Первичный вал

Первичный вал (поз. 18) установлен на подшипниках внутри корпуса. На его шлицах закреплена ведущая шестерня 17, находящаяся в постоянном зацеплении с шестернёй 14 вторичного вала. Дополнительно на первичном валу размещены шестерни 16 и 7, взаимодействующие с другими элементами трансмиссии.

Шестерня 8, установленная на валу, служит для перемещения зубчатой муфты 9, которая управляет переключением передач.

Вторичный вал

Вторичный вал (поз. 15) также установлен на подшипниках. На нём размещены шестерни 10, 11, 13 и 14. Шестерни 11 и 14 имеют шлицевое соединение, что позволяет муфтам 9 и 12 перемещаться по ним. Муфта 12 обеспечивает переключение передач в зависимости от положения шестерен.

Промежуточный вал

Промежуточный вал (поз. 21) имеет шлицевые шестерни 5, 6, 19 и 20, которые постоянно находятся в зацеплении с шестернями ведомого вала. Это позволяет реализовать различные передаточные отношения.

Ведомый вал

Ведомый вал (поз. 23) передаёт вращение на главную передачу через зубчатые муфты 25 и 22. По шестерне 26 скользит муфта 25, управляемая рычагом диапазонов. Червяк 24, установленный на этом валу, обеспечивает работу привода спидометра.

Коробка передач ГС-14.02: устройство, кинематика и особенности эксплуатации

Кинематическая схема работы КПП ГС-14.02

КПП ГС-14.02 работает следующим образом:

  • Вращение от двигателя передаётся через муфту сцепления и карданную передачу на первичный вал.
  • Шестерни 17 и 14 обеспечивают начальную передачу крутящего момента на вторичный вал.
  • Для получения рабочих скоростей используется муфта 25, входящая в зацепление с шестерней 27.
  • Переключение передач между первичным и вторичным валами осуществляется муфтами 9 и 12.
  • 1-я передача : муфта 12 замыкается с шестернёй 13. Вращение передаётся через шестерни 16 → 19 → 20 → 5 → 27.
  • 2-я передача : муфта 9 замыкается с шестернёй 7. Передача: 7 → 6 → 5 → 27.
  • 3-я передача : муфта 9 замыкается с шестернёй 16. Передача: 16 → 19 → 5 → 27.
  • 4-я передача : муфта 25 замыкается с шестернёй 22, муфта 12 — с шестернёй 13. Передача: 16 → 19 → 20 → 22.
  • 5-я передача : муфта 9 замыкается с шестернёй 7, муфта 25 — с шестернёй 22.
  • 6-я передача : муфта 9 замыкается с шестернёй 16, муфта 25 — с шестернёй 22.

Работа на различных передачах:

Режим заднего хода

Для получения заднего хода муфта 12 вводится в зацепление с шестернёй 10. Использование муфты 25 с шестернёй 27 даёт замедленную скорость заднего хода, а с шестернёй 22 — ускоренную.

Система управления и блокировки

Рычаг переключения передач установлен с правой стороны коробки ГС-14.02 . Он связан с кулисой механизма переключения. Система оснащена блокировкой, исключающей возможность переключения передач при включённой муфте сцепления. Это предотвращает поломки и износ деталей.

При переходе между передачами в рабочем диапазоне необходимо полностью выжимать педаль сцепления.

Смазка и обслуживание

Смазка всех узлов КПП ГС-14.02 осуществляется методом разбрызгивания масла. Заливка, контроль уровня и слив масла выполняются через специальные отверстия, закрытые пробками. Регулярное обслуживание системы смазки обеспечивает стабильную работу коробки и продлевает срок службы её компонентов.

Каталог запчастей ГС-14.02

Для обслуживания и ремонта коробки ГС-14.02 используется каталог запчастей ГС-14.02, который содержит информацию о номерах деталей, их назначении и совместимости. Примеры позиций:

  • Балансир 225.73.02.00.000
  • Кулиса 240.301.301.000-01
  • Редуктор заднего моста 240.03.01.00.000
  • Гидроцилиндр поворота колес 225.06.02.00.000
  • Вал редуктора 225.67.09.01.001
  • Редуктор моста А120.62.00.040
  • Нож грейдерный с наплавкой

Эти данные позволяют точно идентифицировать нужные компоненты и провести качественный ремонт или замену изношенных деталей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Диагностика 72